Нехватка запчастей застала многих игроков авторынка России врасплох. Пока поставщики налаживают обходные пути поставок, дилерам, СТО и автосервисам приходится ждать, теряя клиентов, или заказывать товар по сильно завышенной стоимости. Кто не успел сделать запасы востребованных позиций наперед, оказался в трудной ситуации — бренды европейских компаний, ушедших с рынка РФ, так просто уже не купить. Предстоит изучать десятки прайс-листов, уточнять наличие нужных объемов, искать выгодную стоимость среди подскочивших в цене оригиналов или аналогов запасных частей.
Автоматизация поиска, подбора и покупки автозапчастей — решение, способное помочь оперативно восполнять дефицит автозапчастей в сложные и нестабильные времена. Рассказываем, как автоматизированные решения помогают бизнесу устранять проблемы с дефицитом и грамотно проводить эффективные закупки, обеспечивая наличие востребованных товаров.
Проблемы
За последние несколько месяцев рынок автомобильных запчастей претерпел сильные трансформации: ценник на элементы для кузова, расходные материалы и двигатели увеличился минимум в 2 раза. Подорожание коснулось всех автомобилей бюджетного и премиум сегментов (Ford, Renault, Mazda, Audi, Kia, Hyundai, BMW, Volvo, Land Rover, Mercedes, Lexus и т.п.). Прибавили в стоимости комплектующие иномарок моторные масла и самые распространенные расходники.
Сказываются напряжение геополитической обстановки и колебания валютных курсов. Многие европейские производители запчастей ушли из РФ, поэтому поставщикам приходится искать новые пути получения товаров. Это приводит к усложнению логистических процессов, увеличению транспортных расходов и, соответственно, подорожанию деталей.
Если расходные материалы стали оперативно заменять кроссами — аналогами других марок, с кузовными элементами все не так просто. Привозить их из-за границы невыгодно, а найти по адекватной стоимости сложно. Поэтому порой люди вынуждены платит баснословные суммы. Например, по 500 000-1 000 000 рублей за оригинальные лобовые стекла.
Необходимость срочной замены расходников и прохождения планового техобслуживания заставляет искать разные пути:
- Чаще стали приобретать б/у запчасти, которые способны помочь восстановить автомобили после крупных аварий.
- Активно осваивается параллельный импорт — дистрибьюторы начали ввозить неоригинальные аналоги деталей из Китая и других стран. При этом эксперты отмечают высокое качество кроссов автозапчастей, что позволяет клиентам за приемлемую цену получить достойную замену оригиналу.
Решения
Сегодня, когда растягивание процесса закупок автозапчастей стало непозволительно, игроки рынка начали перестраиваться. Приходится ускоряться, не теряя в качестве. Поэтому среди новых решений в нестабильные времена на первый план выходит автоматизация бизнес-процессов. Это доказывает кейс автомобильного холдинга ГК«Максимум», занимающегося продажами новых и подержанных машин. Чтобы успешно вести бизнес в автоотрасли, не взирая на внешние факторы, руководство приняло решение о внедрении автоматизации проценки от компании QWEP.
Столкнувшись с трудностями из-за отсутствия запчастей и ограничением поставок, отдел закупок холдинга вынужден был увеличить объемы работы. Приходилось анализировать горы информации от интернет-магазинов, агрегаторов и поставщиков. На просмотр предложений, отсеивание оптимальных по цене и срокам доставки, создание отдельного заказа на каждого в 1С уходило колоссальное количество времени. При этом выбор часто был ошибочным, из-за чего компания теряла выгоду.
Руководство, поняв, что ситуация грозит расширением штата закупочного отдела в разы, вовремя приняло верный курс — на автоматизацию процесса. Выбор в пользу решения от QWEP был сделан, исходя из 3 факторов:
- Прозрачность цены. Стоимость внедрения техподдержки платформы полностью вписывалась в бюджет ГК«Максимум».
- Быстрая интеграция с любой учетной системой. Все опасения насчет невозможности сопоставления старых и модифицированных систем с QWEP оказались напрасны. Внедрив тестовый дистрибутив экосистемы, оперативно провели проверку корректности работы всех инструментов. Самое интересное — для этого не пришлось нанять дополнительно ни одного программиста.
- Безопасность и сохранность внутренней информации. Использование экосистемы исключает риски — все данные компании, включая коммерческую тайну, надежно защищены от утечки.
Теперь, чтобы заказать автозапчасть, не нужно изучать прайс-листы пяти поставщиков. Номер вбивается в поиск QWEP, и система автоматически выдает все предложения в виде удобной таблицы с сортировкой по цене и наличию.
Компания использовала разные продукты экосистемы, синтез которых и привел к оптимизации всех бизнес-процессов.
Результаты интеграции
В холдинге ГК«Максимум» после внедрения QWEP были отмечены явные улучшения:
- На поиск детали стало уходить в 5 раз меньше времени.
- Эффективность отдела закупок выросла на 30%.
- Экономия на штате сотрудников составляет ежегодно 7 000 000 рублей.
- Возможные ошибки при выборе поставщиков свелись к 0.
Компании удается постоянно поддерживать наличие дефицитного ликвидного стока товаров. Например, в наши дни нелегко найти на рынке запчасти таких ключевых брендов, как Bosch, Continental, SKF. Эти товары в дефиците, и ценник на них 2-3 раза выше. Отдел закупок ГК«Максимум» спокойно заранее пополняет запасы, за счёт чего автомобили стабильно обслуживаются. Благодаря QWEP в любой момент осуществляются закупки из разных источников и обеспечивается доступность деталей на 3-4 месяца вперёд.
Экономическая выгода от интеграции QWEP распространилась и на доставку — часть затрат берут на себя поставщики, поскольку они постоянно перемещают товары. Даже покупая запчасть с наценкой, компания остается в плюсе, ведь не приходится платить за услуги транспортировки.
Продукты QWEP
В условиях нестабильности принятие правильных решений молниеносно — залог успеха в бизнесе. Опоздание грозит оставить склад без деталей, которые сейчас в дефиците. И продукт QWEP «Проценка в 1 клик» как раз позволяет оптимизировать время закупщиков, которые быстро видят ситуацию на рынке, оформляют нужные позиции с автоматическим отражением в 1С.
Обеспечивать бесперебойную работу СТО или автосервиса помогает качественная база кроссов. Созданная своими силами с учетом специфики российского рынка запчастей, база кроссов QWEP содержит аналоги оригинальных деталей брендов, актуальных для РФ. Сервис быстро собирает предложения по всем поставщикам, и пользователю остается выбрать подходящие по условиям.
Продукт «Переоценка склада» максимально подстроен под условия постоянно меняющихся спроса и предложения. Программа позволяет:
- Задавать неограниченное количество правил и формул наценки в зависимости от себестоимости товара.
- Автоматически проводить мониторинг цен у крупных компаний в автомобильной отрасли.
- По итогам анализа устанавливать правила наценки для отдельных товаров или целых групп, чтобы предоставлять покупателям всегда актуальные прайсы.
Выводы
Проблемы с нехваткой запасных частей, усложнением логистики и подорожанием заставляют участников автоотрасли искать новые пути. Опыт автомобильного холдинга ГК«Максимум» и других компаний-пользователей экосистемы QWEP показывает, что автоматизация жизненно важна для бизнеса в нестабильный период.
Когда не знаешь, чего ждать от рынка и как изменятся завтра спрос/предложение, следует быть предельно внимательным и быстрым. Лучше исключить ошибочные управленческие решения из-за человеческого фактора — гораздо быстрее и эффективнее с поиском и подбором предложений справится «умная» автоматизированная система.
Благодаря автоматизации не возникнет ситуация дефицита: «У нас нет запчастей, негде их достать». Нужные детали всегда в наличии, закуплены на оптимальных условиях. За счет чего компании в любой сложной ситуации закрывают потребности клиентов в запчастях, обеспечивают высокий уровень обслуживания и сервиса.